Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С давних времен подростковый возраст рассматривался как качественное изменение состояния человека, наподобие рождения, взросления, вступления в брак, смерти, и ему был присущ набор конкретных ритуалов, которые сегодня именуют инициационными. Период преодоления подростком комплекса таких ритуалов символизировал его полную социализацию с приобретением прав и обязанностей взрослого члена общества.
В процессе инициаций подростки первый раз могут столкнуться со строгим принуждением, которое наделялось определенным смыслом. Через продолжительные, которые связаны с яркими потрясениями, ритуалы вырабатывались те психические волевые качества, которые почитались как необходимые для взрослого.
Примечательно, что по завершении первичной социализации в подобной стрессовой обстановке, подросток начинал осознавать, что невыполнение ряда правил станет причиной сурового наказания, и мирился с ролью взрослого члена общества. Таким образом, им впитываются социальные и духовные ценности своего социума.
Подростковый период представляет собой значимый этап жизни, который во многих аспектах определяет последующую судьбу человека. Значимость подросткового возраста обусловлена тем, что именно в этот период формируются основы и определяются общие векторыформирования моральных и социальных ориентиров личности.
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 15-16 лет, что соответствует возрастной категории 4-9 классов. Данный возраст считают переходным возрастом ввиду того, что в течение данного периода реализуется своего рода переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости. Можно считать, с этой позиции, что подросток – ребенок наполовину и полувзрослый одновременно: детство позади, а зрелость еще не настала. Переход от детства к взрослости охватывает совокупность аспектов в развитии подростка, и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие, все разновидности его деятельности.
Существенными процессами переходного возраста являются расширение жизненного пространства индивидуума, круга ее общения, групповой отнесенности и типа людей, на которых она ориентируется.
Подростковый период, по мнению психологов, является одной из наиболее критических точек в процессе становления личности. Подростковый период – это время активной индивидуализации, этап обостренно переживаемой склонности к самоутверждению.
Объект исследования – процесс психологического консультирования подростков.
Предмет исследования – особенности психологического консультирования подростков.
Цель курсовой работы - исследовать особенности психологического консультирования подростков.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать особенности подросткового возраста.
2. Описать типичные проблемы, с которыми сталкиваются подростки.
3. Изучить способы проведения консультирования подростков.
Методы и методики исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
• теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
• тестирование;
• методы психологического консультирования (беседа, наблюдение, индивидуальное консультирование).
Теоретическую основу работы составили труды следующих ученых: Аникиной В., Байковой А.Е., Киселевой С.Л., Башназаровой С.Р., Донцова Д.А., Донцовой М.В., Корепаново Е.В., Максимовой К.Ю., Кулагиной И.Ю., Селезневой Е.П. и др.
Научная новизна работы заключается в попытке описать особенности психологического консультирования подростков с точки зрения научного аспекта и с элементами практического применения теоретической базы исследования.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать результаты исследования в рамках учебного курса «психология» и «психологическое консультирование» для студентов высших учебных заведений различной направленности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ
1.1. Особенности консультирования как процесса
К наиболее существенным признакам подросткового периода относятся фундаментальные модификации в аспекте самосознания, которые могут сильно воздействовать на процесс последующего развития и формирования личности подростка. Отклонения от поэтапности развития самосознания могут обусловить агрессивность, тревожность, трудности в коммуникации, а в исключительных случаях и к попыткам суицида.
На данном этапе у молодых людей оживленно определяется самосознание, формируется личная независимая система образцов самооценивания и самоотношения, особым образом развиваются способности понимания своего собственного мира .
Для данного возраста характерно осознание своей особенности и неповторимости, его сознание переживает своеобразную переориентацию с внешних оценок (в большей степени, родительских) на внутренние.
Происходит подростковое созревание в физиологическом и психическом аспектах, добавляются новые ощущения и желания, которые становятся следствием созревания, у подростка формируются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, существенное место в новых особенностях психики подростка отведено его интересу к размышлениям окружающих людей, тому, что они сами о себе считают.
В ходе развития самосознания фокус внимания подростков в большей степени смещается от внешней стороны личности к ее внутреннему «Я», от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание - порой преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, мировоззренческим масштабам самооценки. В итоге человек самоопределяется как личность на более высоком уровне.
Самооценка являет собой ядро личности. Именно она в большей степени обусловливает социальную адаптацию личности, функционируя в качестве регулятора ее поведения и деятельности.
Направленность самооценки подростков определяет развитие тех или иных качеств личности. Так, адекватный ее уровень направлен на формирование у подростка твердости своих убеждений, умения критически оценить свои возможности, упорства или избыточной самоуверенности, некритичности. У подростков с адекватной самооценкой отмечается широкое поле интересов, их активность ориентирована на разнообразные виды деятельности, а также межличностные связи, которым свойственна умеренность и целесообразность, ориентированы на самопознание и познание окружения в процессе коммуникации.
Подростки со склонностью к излишнему завышению самооценки обнаруживают некоторую ограниченность в разных отраслях деятельности и больший ориентир на общение, причем бессодержательное.
Агрессивных подростков отличает крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожностью, страх перед широкими социальными связями, эгоцентризм, неумение находить выход из тяжёлых ситуаций.
Развитие рефлексии не может быть ограничено только внутренними трансформациями самой личности, в связи с которыми появляется потребность более глубокое понимание окружающих. Развитие самосознания как стержневого новообразования подросткового периода стало допустимым и целиком обусловлено культурным содержанием среды .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникина В. и др. (ред.). Психологическое консультирование детей и родителей. – Litres, 2022.
2. Байкова А. Е., Киселева С. Л. Особенности психологического консультирования детей подросткового возраста //Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. – 2017. – №. 2. – С. 8-12.
3. Башназарова, С. Р. Специфика психологического консультирования подростков, склонных к совершению суицида / С. Р. Башназарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 44 (282). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/282/63603/ (дата обращения: 14.09.2023).
4. Боязитова Т. Д. Актуальные вопросы психологического консультирования детей, подростков и их родителей //Детский психоанализ: прошлое, настоящее, будущее. – 2019. – С. 199-205.
5. Донцов Д. А., Донцова М. В. Основополагающие функции семьи и особенности семейного психологического консультирования //Научные исследования и образование. – 2009. – №. 8. – С. 16-21.
6. Забродин Ю., Пахальян В. Психологическое консультирование. – Litres, 2022.
7. Зембатова О. С. Особенности психологического консультирования детей младшего школьного возраста в условиях временного детского объединения //Осознание Культуры-залог обновления общества. Перспективы развития современного общества. – 2019. – С. 392-397.
8. Кораблина Е. П. и др. Психологическое консультирование. – Scientific magazine" Kontsep, 2019.
9. Корепанова Е. В., Максимова К. Ю. Особенности психологического консультирования подростков //Наука и Образование. – 2021. – Т. 4. – №. 3.
10. Краснова, М. А. Психолого-педагогическое сопровождение повышения стрессоустойчивости подростков / М. А. Краснова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (116). — С. 768-770. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31617/ (дата обращения: 16.09.2023).
11. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М.: Академический проект, —2018. — 420 с.
12. Левицкая, Л. В. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса / Л. В. Левицкая, А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (113). — С. 1036-1039. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29104/ (дата обращения: 16.09.2023).
13. Матигина Д. С. Организация психологического консультирования по проблеме межличностных отношений подростков //Вестник современных исследований. – 2019. – №. 1.6. – С. 262-265.
14. Овчарова Е. В., Полина А. В. Особенности смысложизненных ориентаций у подростков, попавших в трудные жизненные ситуации //Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – Т. 7. – №. 3. – С. 43.
15. Прудникова А. Л. Опыт психологического консультирования семей с гиперактивными детьми //Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. – 2020. – №. 12. – С. 112-116.
16. Сафонова М.В., Ковалевский В.А., Бочарова Ю.Ю., Новопашина Л.А. Современное родительство: психосемантический анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, — 2019. — № 3 (49). — С. 129-140.
17. Селезнева Е. П. Особенности психологического консультирования онлайн //StudNet. – 2020. – Т. 3. – №. 9. – С. 450-454.
18. Скоморохова Е. Н. Психологические особенности подросткового возраста //Будущее науки-2019. – 2019. – С. 275-277.
19. Сулейманова К. К., Шарбузова Х. З., Шуруха Т. А. Вопросы психологического консультирования в школе //Мировая наука. – 2019. – №. 5 (26). – С. 655-657.
20. Умняшова И. Б., Запорожская Д. Е. Психологическое консультирование подростков в образовательной организации //Вестник практической психологии образования. – 2019. – Т. 13. – №. 3. – С. 3-10.
21. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Соколова Н. А. Социально-психологические особенности современного подростка //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2019. – №. 5. – С. 267-284.
22. Чикова И. В., Мантрова М. С. Психологические особенности конфликтности современных подростков //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – №. 4 (29). – С. 386-389.
23. Шмидт Ю. А. Коррекция влияния самоотношения в формировании чувства удовлетворённости жизнью у подростков посредством психологического консультирования //Иркутск: ООО «Издательство Оттиск. – 2019. – С. 302-306.